Вы просматриваете: Главная > Уроки по географии > Латинская Америка.Географическое положение, ресурсы, население.

Латинская Америка.Географическое положение, ресурсы, население.

Цели : 

  1. Расширить и конкретизировать знания учащихся  о странах, природных ресурсах Латинской Америки; выявить особенности  населения;
  2. Формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, работать с различными источниками информации;
  3. Закреплять навыки коллективной работы; формировать познавательный интерес учащихся  и стремление к поиску знаний.

Тип урока: изучение нового.

Средства обучения: настенная карта Латинской Америки, атласы, учебник, проектор, экран, демонстрационный материал в форме презентации, «визитные  карточки».

Методы и формы обучения: работа с атласами и учебником , учебный диалог, рассказ учителя, анализ статистических данных.

Ход урока

  1. Орг. момент

Проверка домашнего задания по теме «Канада». ( Рубрики  «Проверим знания»,  «А теперь более сложные вопросы»)

  1. Мотивационно — целевой блок.

Наверное, если бы сразу после Второй мировой войны какой-нибудь политолог или экономист заявил, что к концу века наиболее передовыми странами будут Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур,  такого человека сочли бы фантазером. Слишком убогим, мало  продуктивным выглядело в ту пору хозяйство этих восточных стран. И слишком уж стремительным оказался их взлет к вершинам НТП, чтобы в него можно было поверить с самого начала.

Вот и сегодня трудно поверить, что в 21 веке новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который считается  по сей день типичным, со всеми «минусами»  отсталости. Часть света, о которой идет речь, именуется в политических словарях Латинской Америкой, а средствах массовой информации – континентом на распутье.

  1. Изучение нового материала. 

   1 слайд. Сегодня мы приступаем к изучению темы «Латинская Америка». Это один из самых интересных регионов мира. Нам предстоит оценить природно-ресурсный потенциал региона и выявить особенности населения. Открыли тетради , записали число, тему урока.

Слайд 2 План урока.

Слайд 3

А) Территория и границы, положение. 

Территория Л.А. протягивается с севера на юг на 13 тыс. км, а с запада на восток  максимально на 5 тыс. км. Площадь -21 млн. кВ. км. Запись в тетради.

По площади все страны региона можно подразделить на очень большие, крупные и средние , сравнительно небольшие и совсем маленькие.

Слайды 4, 5

  -Почему регион называется «Латинская Америка»?

Задание :

— пользуясь атласом назовите страны Л.А.

— есть ли страны, не имеющие выхода к морю?

— оцените ЭГП латиноамериканских стран.

Б)  Государственный строй.

Задание:

по рисунку 93  учебника назовите зависимые территории.

пользуясь «визитной карточкой», расскажите о различиях государственного  строя стран.

Слайд 6

Геополитически Л.А. делится на 20 независимых стран и несколько зависимых территорий.

В)  Природные ресурсы.

Слайд 7

Вопросы:

— Чем привлек к себе ранее неизвестный регион первых европейцев?

— Какие природные ресурсы, осваиваемые переселенцами, поражали завоевателей?

Минеральные ресурсы

Латинская Америка – изумительно богатый регион. Тех полезных ископаемых, которых нет на континенте, можно посчитать по пальцам. Пользуясь картой, приведите примеры . Есть рудники, которые действуют четыре столетия. Сосредоточено  около 40%  мировых запасов меди. Их месторождения расположены в Андах, образуют «медный пояс».

—  объясните, с чем связано богатство и разнообразие водных и лесных ресурсов. ( с положением преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах)

Водные ресурсы  Слайд 8

В Ю.Америке находится самый высокий водопад мира –Анхель. Озеро-лагуна Маракайбо. Самое высокогорное озеро мира –Титикака. Самая полноводная река –Амазонка. 

Лесные ресурсы  Слайд 9

Огромное богатство – леса. Не случайно, по  наблюдениям В. Терешковой, Латинская Америка из космоса представляется зеленым континентом, тогда как Азия –коричневым. Леса называются сельвой.

— объясните, с чем связано богатство и разнообразие водных и лесных ресурсов. ( с положением преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах).

Животный и растительный мир

Разнообразие животного и растительного мира просто поражает:

Бальса –дерево, древесина которого легче пробки и не гниет в воде. Именно бальсовые бревна использовал Тур Хейердал при строительстве плота «Кон-Тики».

Гевея – каучуковое дерево.

Кебраччо –отличается прочной древесиной «сломай топор».

Капибара –крупнейший грызун на планете. Представьте морскую свинку ростом полметра и весом 60 кг. Вот так примерно выглядит капибара.

Строчки из стихотворения Р. Рождественского: Слайд 10

И птицы –крохотнее бабочек,

И бабочки с размахом птиц.

Слайд 11

Многие из них изображены на гербах латиноамериканских стран.

  1. Население: воспроизводство, этнический, языковой и религиозный состав, размещение, урбанизация.

Слайд 12

Численность населения региона составляет около 600 млн. человек.

Для этого региона характерен второй тип воспроизводства.

Вспомните, что характерно для данного типа воспроизводства?

История колонизации оказала решающее влияние на языковой и религиозный состав населения.

До прихода европейцев население региона не знало многих болезней. После прихода европейцев коренные жители вымирали целыми народами (не было иммунитета). Часть населения заставляли работать на плантациях за низкую плату. Не хватало рабочих рук, поэтому в 17 веке до 100  тысяч рабов из Африки. В странах Латинской Америки в 18 веке произошли колоссальные процессы смешения и становления народов.

А)  этнический состав Слайд 13

В чем заключаются особенности этнического состава населения?

1)Индейские племена

2)Европейские переселенцы, прежде всего из Испании и Португалии (креолы)

3) Африканцы

Б) языковой состав  Слайд 14

Задание:

по картам народов мира и религий составьте характеристику черт распределения народов Л.А. по языковым семьям .

В)  религиозный состав  слайд 15

Большинство Латиноамериканцев исповедует католицизм, насаждаемый европейскими переселенцами длительный период.

Задание: по картам атласа назовите и другие религии.

Г) размещение населения       Слайд 16

Работа с картами и с учебником с. 148.

каковы основные черты размещения населения стран Латинской Америки?

(запись в тетрадях)

Проявляются три главные черты:

  1. Это один из наименее заселенных регионов мира
  2. Неравномерность его размещения
  3. Плотность населения ниже среднемирового в 2 раза. Средняя плотность населения 27 чел. на кВ. км.

Г) урбанизация  Слайды 17-20

5. Закрепление.

Контрольные вопросы:

— Какие языки наиболее распространены в регионе?

— Чем объяснить высокий уровень урбанизации в Латинской Америке?

— Каковы особенности размещения населения?

6. Выводы. Слайд 21

7. Домашнее задание: п.19, вопросы, работа  в к.к. по заданию.

8. Оценивание учащихся.

strelka_3         Скачать урок по географии

Скачать презентацию к уроку


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.