Гидрография Африки
Тема: Гидрография Африки
Цели и задачи урока:
- Продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки.
- Продолжить формирование навыков выявление причинно-следственных связей.
- Вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия связанные с внутренними водами.
- Познакомить с крупнейшими объектами внутренних вод Африки
- Сформировать представление об основных чертах крупных рек и озер, их режиме, питании и хозяйственном использовании.
- Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации, в том числе с разными видами карт.
- Продолжить формирование навыков работы на контурной карте.
Оборудование:
Атласы и контурные карты 7 класса, настенная карта Африки , наглядный материал ( презентация , м/м проектор )
Этапы урока и дидактические задачи на них:
1.Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.
2.Проверка домашнего задания. Задача этого этапа – актуализация знаний по теме «Климат Африки». Экспресс – взаимопроверка цифрового диктанта. Фронтальная викторина по теме «Африка»
3 . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа – организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся. Усвоение новых знаний. Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала, а так же добиться от учащихся сознательного восприятия изучаемого материала. Провести первичное обобщение новых знаний, выработать соответствующие теме урока ЗУН.
4. Закрепление нового материала. Дидактическая задача этапа – закрепить полученные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.
Этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы.
5. информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж к его выполнению. Задача этого этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
6.Этап подведения итогов урока. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.
Ход урока
I. Организационный момент.
Взаимоприветствие учащихся и учителя. Фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовки учащихся к уроку.
Сообщение темы урока. Гидрография Африки
Какую цель мы сегодня должны выполнить?
Прежде чем перейдем к новой теме, повторим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
А) работа фронтальная письменная по вариантам
Б) Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Горы на северо западе материка. (Атлас)
- Мыс, крайняя восточная точка Африки (Хафун).
- Горы на юго востоке Африки (Драконовы).
- Наивысшая точка Африки, вулкан (Килимаджаро).
— Викторина по Африке:
- Второй по величине материк мира (Африка)
- Самый жаркий материк Земли.(Африка)
- Что такое климат? Каков климат в Африке?
- В каких климатических поясах находится Африка?
- Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков?
- Где в Африке была зарегистрирована самая высокая t ° воздуха?
- Как рельеф влияет на климат? .
3. Физминутка
4. Изучение новой темы.
Изучение новой темы мы с вами проведем в форме путешествия по рекам и водопадам и озерам этого замечательного материка.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла прекрасные слова Роберта Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Р. Рождественский.
— Вводное слово. Работа по схеме.
Мы начинаем новую тему «Гидрография Африки». Мы должны вспомнить некоторые географические термины. Что мы имеем ввиду, когда говорим ” внутренние воды»?
- Что такое река?
- Что такое исток?
- Устье — это…
- Приток — это…
- Что такое бассейн реки?
- Что такое водораздел реки?
- Какое питание имеют реки?
- Что такое режим реки?
- Какие бывают реки?
- Что такое водопад и пороги?
Между реками и климатом существует связь. На реки влияют внешние факторы. Как вы думаете какие?
В каком климатическом поясе больше рек? Почему?
— Работа по карте.
Задание: стр. 24 , в атласе. Работая по физической карте устно ответить на вопросы:
- назвать реки, относящиеся к бассейну Индийскому океану.
- назвать реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана.
- на какой реке находится водопад Виктория.
- назвать самое большое по площади озеро.
- назвать озеро, имеющее самую большую протяженность с севера на юг.
- назвать озеро, расположенное в пустыне.
- назвать озера в зоне великих Африканских разломов.
- назвать реки, бассейны которых пересекает экватор.
- назвать реки текущие с юга на север. (Ответы соправождаются показом по карте.)
Самая яркая черта Африканского материка — сравнительно небольшое количество вод суши. Если распределить равномерно воды всех рек , ручьев и озер по всей площади континента, то по толщине получившегося слоя (180 мм) Африка окажется на предпоследнем месте в мире (последнее место — Австралия). Объясняется это тем, что большая часть территории получает мало осадков, а испаряемость из-за высоких температур повсюду большая.
Кроме того, вода теряется из-за просачивания в пески и каменистые россыпи пустынь. Отличительной особенностью водной сети Африки является и значительная площадь областей внутреннего стока (около 1/3 всей площади материка). Реки впадают в озера, не имеющие стока в океан, или теряются в песках и толщах щебня либо в болотах.
Внутренний сток связан как с дефицитом влаги, так и с котлованным характером поверхности.
Воды Африки распределяются крайне неравномерно. Густая речная сеть имеется там, где выпадает много осадков и распространенны водоупорные горные породы (в бассейне Конго (Заир), на побережье Гвинейского залива). Более трети континента вообще не имеет постоянного стока: вода появляется только в понижениях после редких дождей (в Сахаре, пустыне Намиб и др.). В пустынях есть сухие русла — вади, свидетельствующие о более влажном климате в прошлом.
Реки Африки имеют в основном дожцевое питание. Режим стока находится в соответствии с режимом осадков. Реки субэкваториальных и тропических климатических поясов более полноводны летом, средиземноморского — зимой.
Презентация основных рек и озер Африки ( слайд-шоу)
5. Закрепление
А) Покажите по карте изученные на данном уроке реки Африки и водопад Виктория.
Б) Практическая работа.: заполнить таблицу ( слайд 25 презентации) по характеристике рек Конго,Нигер и Замбези по плану.
В) В контурных картах отметить реки и водопады.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Наш урок хотелось бы закончить стихотворением:
Пусть на земле не умирают реки,
пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Э. Огнецвет
Подведение итогов урока
- Самая длинная река мира.(Нил)
- Самая полноводная река Африки .(Конго)
- Самое длинное озеро мира.(Танганьика)
- Самое большое озеро Африки.(Виктория)
- Самое мелководное озеро Африки.(Чад)
Была ли достигнута цель урока?
7. Рефлексия
Сегодняшний урок мне ________________________________________
Я сегодня_________________________________________________
8. Домашнее задание
1. параграф 23,стр. 172- 180, ответить на вопросы
2. Работа по карте — на с. 180 задание 1,2 : нанести элементы гидрографии и знать их местоположение на карте.