Вы просматриваете: Главная > Уроки по географии > Опыт работы учителя географии по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения на основе информационных технологий».

Опыт работы учителя географии по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения на основе информационных технологий».

Опыт работы учителя географии по теме «Активизация познавательной  деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения на основе информационных технологий».
 

«Если мы будем учить так,
                                 сегодня как  учили вчера, 
  мы украдем у детей завтра».
  Джон Дью.

 

География в основной школе в условиях ФГОС — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 8-9 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету снижаются, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, я сделала вывод, что  многие учащиеся 8-11 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие.

Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин,  поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается.  Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу.  А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, особенно желающему  быть успешным и считающему себя культурным. Раздвигаются границы территорий, велико  взаимовлияние экономических отношений между странами, общее участие всего человечества в решении глобальных проблем. Учащиеся любого возраста должны вовлекаться в них, продумывать их и разрабатывать пути решения.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся. Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету на уроке и во внеурочной деятельности.

Передо мной  встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?

  Актуальность.

География в системе основного общего образования — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания, формирующая комплексное представление о географической среде и целостном восприятии мира.

Необходимо  развивать  в учениках стремление познавать мир, любить его и сохранять,  умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить, отстаивать свою точку зрения.  Важным считаю  подготовить  учащихся к жизни в условиях тех серьезных изменений, которые происходят в современном мире, формируя ключевые компетенции: ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, учебно-познавательные.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в школьном      образовании,   свидетельствует      о снижении интереса учащихся к предмету.  В связи с этим возникает   необходимость повышения  мотивации обучающихся  к  изучению географии.

 

Цели и задачи моей педагогической деятельности:

  1. Повысить качество преподавания географии в своей школе.

2. Повысить  уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса   к предмету.

  1. Усилить способность детей к исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности
  2. Создать условия для успешной самореализации учеников.
  3. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Идея опыта.

Идея данного опыта состоит в формировании  у учащихся таких личностных качеств, которые будут способствовать  самостоятельности мышления, формированию навыков практической деятельности, направленную на самореализацию личности, познание  окружающей среды и адаптацию к ней на основе применения имеющихся знаний, умений, социального опыта, ценностных ориентаций.

Научность.

Мой кабинет географии является лучшим на ровне школы и стал консультационным пунктом для учителей. Собранный богатый методический, раздаточный и информационный  материал, позволяет мне оказывать методическую помощь коллегам.

Современный урок географии — урок развивающий, способствующий активизации познавательной деятельности, памяти, мышления, творческих и исследовательских способностей.

Урок географии — урок, хорошо оснащенный средствами обучения, в том числе информационными,  где успешно реализуются межпредметные связи.

Урок географии – это  оптимальное сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения, с применением современных технологий.

Значит,  учитель выбирает такие средства, методы и приемы обучения,

такой вариант построения  урока,  так  рационально распределяет  свой труд  и  труд  учащихся,  чтобы  за отведенное    время    обеспечить    максимально    возможную    эффективность    в   достижении поставленных целей.

Новая схема взаимодействия современного урока такова: ученики — активные соучастники процесса приобретения знаний,  а учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом.  

                                         Проблемы опыта:

  1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.
  2. Требование более сложной системы оценивания.
  3. Увеличение объёма работы учителя.

4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.

  1. Повышение эмоциональной нагрузки.
  2. Нарастание напряжённости к сроку сдачи работы.
  3. Изменение роли учителя.
  4. Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.  

Технология опыта.

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к предмету, который можно развивать не только во внеклассной, но и в учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок — основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, я всё чаще ухожу от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (уроки-игры, уроки- викторины, уроки-пресс-конференции и др.). Хочу поделиться опытом использования элементов различных педагогических технологий на уроках географии.

 Информационно-коммуникативные технологии.

На уроках  я  решаю задачу активизации познавательной деятельности учащихся с помощью использования информационно- коммуникативных технологий. Моя работа  планируется по таким направлениям:

— организация познавательной  деятельности;
— контроль знаний;
— самостоятельная работа учащихся.

Демонстрация материала – важный фактор урока географии. В своей работе я использую мультимедийные диски по географии. Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления.

Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте, маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт.

Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия «Золотой глобус», «Образовательная коллекция», где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней.

С помощью компьютера я создаю диаграммы, схемы, карточки для уроков. Тестовые задания дают возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.

География — предмет, где презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Не полностью весь урок показывать презентацию, а уделить ей  определенное время.  После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Мною подготовлены к практическому применению на уроках  презентации для 6, 7 и 10 классов. Продолжается работа над созданием презентационных материалов для 8 и 9 классов.

Привлечение детей к созданию презентаций — это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает  получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

Технология проектного обучения.

Одна из перспективных педагогических технологий — технология проектного обучения, которая  способствует более глубокому усвоению курса географии и  практическому применению знаний.

В своей работе я использую несколько видов проектов по географии: исследовательский, реферативно-описательный, творческий. Считаю, что данная технология развивает не только творческие способности обучающихся, но и значительно повышает мотивацию к изучению предмета.

 

Развивающее обучение.

 Сохраняя преемственность в обучении между начальной и основной школой,  я применяю технологии развивающего обучения.

Некоторые принципы развивающего обучения – это  обучение на высоком уровне трудности, осознание школьниками процесса учения и общее развитие обучающихся.  Но цели должны находиться в зоне ближайшего развития ребёнка, чтобы, сделав  шаг, он приобрёл новое знание.

Урок географии может начаться  с постановки вопроса, искать решение которого,
осознавать связи имеющихся знаний с новыми, ученикам предстоит самостоятельно или с помощью учителя.

Применение проблемных ситуаций  позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия.

На уроке можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом.

Игровые  технологии.

Наиболее продуктивным в реализации деятельностного подхода к обучению считаю использование игровых технологий.  Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.

На уроке, используя презентацию, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.

Часто использую на уроках различные дидактические игры, которые способствуют развитию творчества;  повышению активности учащихся, а следовательно, и познавательного интереса к изучаемому предмету; позволяют разрядить обстановку на уроке, снизить уровень тревожности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие учащиеся. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повышает уровень самооценки.

В своей практике я использую такие типы уроков: урок-путешествие, урок-КВН для 6,7,8  классов, уроки- деловые игры для 9 классов («Где логика?»), уроки-семинары и  уроки-пресс-конференции для 10-11 классов. На своих уроках часто применяю элементы игры: географические диктанты, чайнворды, кроссворды.

Использование всех педагогических технологий не должно носить мозаичного характера, поскольку предполагает систему постоянного, планомерного и рационального использования в процессе обучения географии.

Применение современных педагогических технологий в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения географии,  интерес учащихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний и обеспечивает превращение ребёнка не только в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии.

Главным в своей работе считаю:

— развитие у детей  познавательных интересов, творческих способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний;

— воспитание любви к своей Родине, понимание культуры других народов;

— воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

— подготовка детей к  адаптации в социальных и природных условиях территории, безопасному

— проживанию, применению географических знаний и умений в повседневной жизни.

Будущее требует от всех участников образовательного процесса не только огромного запаса знаний, но и новых жизненно необходимых навыков в связи с тем, что всё глубже в нашу повседневную жизнь и  производство проникают современные технологии. Я хочу, чтобы мои ученики понимали, что учёба – это труд. А чтобы их труд стал успешным они должны развивать свои индивидуальные задатки и склонности, научились использовать свои возможности, определили своё место в мире, научились наилучшим образом реализовывать себя в нём и творчески преобразовывать его.

Чем привлекателен мой опыт работы?

      Прежде всего, умением пробудить в школьниках интерес к географии, главным образом, вовлекая детей в поисково — исследовательскую работу на уроке и внеурочное время. Я считаю, что поисково — исследовательский метод в обучении способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества обучения обучающихся, они учатся самостоятельно добывать знания, работать с картографической информацией, статистическими данными, учатся размышлять, придумывать, фантазировать, отрабатывать комплекс практических  умений и навыков. Приобщение талантливых и способных ребят к научно — исследовательской деятельности, разработке проектов позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации учащихся. Исследовательская деятельность является ресурсом воссоздания истории, природы села, направлена на решение проблем сельской общины, а проблем в селе очень много: экологических, демографических, экономических и т.

Результативность.

Уровень обученности за з года составляет-100%, качество по предмету-73%, ср. балл.-4,1

Многие учащиеся проявляют большой интерес к географии, выбирают его в качестве экзамена в форме ОГЭ, получая в ходе аттестации высокие баллы. За последние 5 лет   учащиеся нашей школы поступили учиться на эколого-географический  факультет   на разные специальности. За годы работы в моих классах не было учащихся оставленных на повторное обучение. Учеников старших классов ориентирую на активное участие в олимпиадах разного уровня, в общественной жизни школы, на занятия исследовательской работой, на успешное окончание школы и поступление в средне-специальные и высшие учебные заведения.

Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества образования является система контроля знаний и умений учащихся. На своих уроках я использую различные виды и формы  контроля, что  позволяет мне организовать мониторинг учебных достижений.

Результатом моей работы является положительная динамика  качества обучения  за три последних учебных года.

КЭУ диаграмма.

А также достижения моих учеников:

—  стабильные результаты на районных олимпиадах по географии, РЕЗУЛЬТАТЫ ОГЭ.

Диаграмма.

Своим педагогическим опытом я охотно делюсь с коллегами школы и района, выступая на предметных семинарах, конференциях, педсоветах, показывая открытые уроки и мастер-классы.

Перспектива моей работы – использование интерактивной доски  и проведение онлайн-уроков, что будет способствовать повышению качества образования по географии.

Метки:


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.