Опыт работы учителя географии по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения на основе информационных технологий».
Опыт работы учителя географии по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения на основе информационных технологий».
«Если мы будем учить так, |
сегодня как учили вчера, |
мы украдем у детей завтра». |
Джон Дью. |
География в основной школе в условиях ФГОС — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 8-9 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету снижаются, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, я сделала вывод, что многие учащиеся 8-11 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие.
Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, особенно желающему быть успешным и считающему себя культурным. Раздвигаются границы территорий, велико взаимовлияние экономических отношений между странами, общее участие всего человечества в решении глобальных проблем. Учащиеся любого возраста должны вовлекаться в них, продумывать их и разрабатывать пути решения.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся. Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету на уроке и во внеурочной деятельности.
Передо мной встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?
Актуальность.
География в системе основного общего образования — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания, формирующая комплексное представление о географической среде и целостном восприятии мира.
Необходимо развивать в учениках стремление познавать мир, любить его и сохранять, умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить, отстаивать свою точку зрения. Важным считаю подготовить учащихся к жизни в условиях тех серьезных изменений, которые происходят в современном мире, формируя ключевые компетенции: ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, учебно-познавательные.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в школьном образовании, свидетельствует о снижении интереса учащихся к предмету. В связи с этим возникает необходимость повышения мотивации обучающихся к изучению географии.
Цели и задачи моей педагогической деятельности:
- Повысить качество преподавания географии в своей школе.
2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету.
- Усилить способность детей к исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности
- Создать условия для успешной самореализации учеников.
- Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Идея опыта.
Идея данного опыта состоит в формировании у учащихся таких личностных качеств, которые будут способствовать самостоятельности мышления, формированию навыков практической деятельности, направленную на самореализацию личности, познание окружающей среды и адаптацию к ней на основе применения имеющихся знаний, умений, социального опыта, ценностных ориентаций.
Научность.
Мой кабинет географии является лучшим на ровне школы и стал консультационным пунктом для учителей. Собранный богатый методический, раздаточный и информационный материал, позволяет мне оказывать методическую помощь коллегам.
Современный урок географии — урок развивающий, способствующий активизации познавательной деятельности, памяти, мышления, творческих и исследовательских способностей.
Урок географии — урок, хорошо оснащенный средствами обучения, в том числе информационными, где успешно реализуются межпредметные связи.
Урок географии – это оптимальное сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения, с применением современных технологий.
Значит, учитель выбирает такие средства, методы и приемы обучения,
такой вариант построения урока, так рационально распределяет свой труд и труд учащихся, чтобы за отведенное время обеспечить максимально возможную эффективность в достижении поставленных целей.
Новая схема взаимодействия современного урока такова: ученики — активные соучастники процесса приобретения знаний, а учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом.
Проблемы опыта:
- Увеличение умственной нагрузки на учащихся.
- Требование более сложной системы оценивания.
- Увеличение объёма работы учителя.
4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.
- Повышение эмоциональной нагрузки.
- Нарастание напряжённости к сроку сдачи работы.
- Изменение роли учителя.
- Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.
Технология опыта.
Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к предмету, который можно развивать не только во внеклассной, но и в учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок — основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, я всё чаще ухожу от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (уроки-игры, уроки- викторины, уроки-пресс-конференции и др.). Хочу поделиться опытом использования элементов различных педагогических технологий на уроках географии.
Информационно-коммуникативные технологии.
На уроках я решаю задачу активизации познавательной деятельности учащихся с помощью использования информационно- коммуникативных технологий. Моя работа планируется по таким направлениям:
— организация познавательной деятельности;
— контроль знаний;
— самостоятельная работа учащихся.
Демонстрация материала – важный фактор урока географии. В своей работе я использую мультимедийные диски по географии. Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления.
Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте, маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт.
Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия «Золотой глобус», «Образовательная коллекция», где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней.
С помощью компьютера я создаю диаграммы, схемы, карточки для уроков. Тестовые задания дают возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.
География — предмет, где презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Не полностью весь урок показывать презентацию, а уделить ей определенное время. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Мною подготовлены к практическому применению на уроках презентации для 6, 7 и 10 классов. Продолжается работа над созданием презентационных материалов для 8 и 9 классов.
Привлечение детей к созданию презентаций — это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.
Технология проектного обучения.
Одна из перспективных педагогических технологий — технология проектного обучения, которая способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний.
В своей работе я использую несколько видов проектов по географии: исследовательский, реферативно-описательный, творческий. Считаю, что данная технология развивает не только творческие способности обучающихся, но и значительно повышает мотивацию к изучению предмета.
Развивающее обучение.
Сохраняя преемственность в обучении между начальной и основной школой, я применяю технологии развивающего обучения.
Некоторые принципы развивающего обучения – это обучение на высоком уровне трудности, осознание школьниками процесса учения и общее развитие обучающихся. Но цели должны находиться в зоне ближайшего развития ребёнка, чтобы, сделав шаг, он приобрёл новое знание.
Урок географии может начаться с постановки вопроса, искать решение которого,
осознавать связи имеющихся знаний с новыми, ученикам предстоит самостоятельно или с помощью учителя.
Применение проблемных ситуаций позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия.
На уроке можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом.
Игровые технологии.
Наиболее продуктивным в реализации деятельностного подхода к обучению считаю использование игровых технологий. Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.
На уроке, используя презентацию, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.
Часто использую на уроках различные дидактические игры, которые способствуют развитию творчества; повышению активности учащихся, а следовательно, и познавательного интереса к изучаемому предмету; позволяют разрядить обстановку на уроке, снизить уровень тревожности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие учащиеся. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повышает уровень самооценки.
В своей практике я использую такие типы уроков: урок-путешествие, урок-КВН для 6,7,8 классов, уроки- деловые игры для 9 классов («Где логика?»), уроки-семинары и уроки-пресс-конференции для 10-11 классов. На своих уроках часто применяю элементы игры: географические диктанты, чайнворды, кроссворды.
Использование всех педагогических технологий не должно носить мозаичного характера, поскольку предполагает систему постоянного, планомерного и рационального использования в процессе обучения географии.
Применение современных педагогических технологий в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения географии, интерес учащихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний и обеспечивает превращение ребёнка не только в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии.
Главным в своей работе считаю:
— развитие у детей познавательных интересов, творческих способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний;
— воспитание любви к своей Родине, понимание культуры других народов;
— воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;
— подготовка детей к адаптации в социальных и природных условиях территории, безопасному
— проживанию, применению географических знаний и умений в повседневной жизни.
Будущее требует от всех участников образовательного процесса не только огромного запаса знаний, но и новых жизненно необходимых навыков в связи с тем, что всё глубже в нашу повседневную жизнь и производство проникают современные технологии. Я хочу, чтобы мои ученики понимали, что учёба – это труд. А чтобы их труд стал успешным они должны развивать свои индивидуальные задатки и склонности, научились использовать свои возможности, определили своё место в мире, научились наилучшим образом реализовывать себя в нём и творчески преобразовывать его.
Чем привлекателен мой опыт работы?
Прежде всего, умением пробудить в школьниках интерес к географии, главным образом, вовлекая детей в поисково — исследовательскую работу на уроке и внеурочное время. Я считаю, что поисково — исследовательский метод в обучении способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества обучения обучающихся, они учатся самостоятельно добывать знания, работать с картографической информацией, статистическими данными, учатся размышлять, придумывать, фантазировать, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Приобщение талантливых и способных ребят к научно — исследовательской деятельности, разработке проектов позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации учащихся. Исследовательская деятельность является ресурсом воссоздания истории, природы села, направлена на решение проблем сельской общины, а проблем в селе очень много: экологических, демографических, экономических и т.
Результативность.
Уровень обученности за з года составляет-100%, качество по предмету-73%, ср. балл.-4,1
Многие учащиеся проявляют большой интерес к географии, выбирают его в качестве экзамена в форме ОГЭ, получая в ходе аттестации высокие баллы. За последние 5 лет учащиеся нашей школы поступили учиться на эколого-географический факультет на разные специальности. За годы работы в моих классах не было учащихся оставленных на повторное обучение. Учеников старших классов ориентирую на активное участие в олимпиадах разного уровня, в общественной жизни школы, на занятия исследовательской работой, на успешное окончание школы и поступление в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества образования является система контроля знаний и умений учащихся. На своих уроках я использую различные виды и формы контроля, что позволяет мне организовать мониторинг учебных достижений.
Результатом моей работы является положительная динамика качества обучения за три последних учебных года.
КЭУ диаграмма.
А также достижения моих учеников:
— стабильные результаты на районных олимпиадах по географии, РЕЗУЛЬТАТЫ ОГЭ.
Диаграмма.
Своим педагогическим опытом я охотно делюсь с коллегами школы и района, выступая на предметных семинарах, конференциях, педсоветах, показывая открытые уроки и мастер-классы.
Перспектива моей работы – использование интерактивной доски и проведение онлайн-уроков, что будет способствовать повышению качества образования по географии.