Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение.
«Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение.»
Цель: познакомить с особенностями агропромышленного комплекса России.
Задачи:
- Изучить особенности сельского хозяйства России.
- Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
- Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
- Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, , с компьютером.
Оборудование: таблицы, схемы, карты атласа,учебник.
Тип урока: изучение нового.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Изучение новой темы.
Учитель Слайд
Поля укрыты белой пеленой.
Зима. Морозы. Снег лежит глубокий
А там под ним, прильнув к груди земной,
Хлеба берут живительные соки.
Не бодрствуют они, но и не спят:
В полудремоте ждут поры весенней,
Снега сойдут и птицы прилетят,
И солнце щедро обогреет Землю.
Разбудит трактор поля тишину,
И жаворонок песнею зальётся,
Труд земледельца славя и весну,
И новая страда в селе начнётся.
Страда в селе, считай что, круглый год:
Ремонтная, за нею посевная…
Но с нетерпеньем земледелец ждёт –
Ту, главную, уборку урожая.
-О чем же эти строки?
Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий.
Учитель Какая тема нашего урока?
Уч-ся Агропромышленный комплекс
слайд Учитель Тема нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение.
Слайд Учитель Что вы знаете об агропромышленном комплексе?
Уч-ся: это сельское хозяйство
Учитель : Вы узнаете:
-Чем С/Х отличается от других отраслей.
-Каков состав С/Х.
— Как С/Х влияет на окружающую среду.
Слайд Учитель : Для чего вам нужно это знать? Людям каких профессий необходимы эти знания?
Слайд Учитель: Значит какая цель нашего урока?
Уч-ся Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса его составом и значением . Изучить особенности сельского хозяйства России.
Учитель: А поможет нам в этом план нашего урока , который представлен на Слайде
1.АПК и его задача.
2.Состав АПК.
3.Сельское хозяйство и его особенности.
4 .Сельскохозяйственные угодья.
- Влияние С,Х на окружающую среду.
- Перспективы развития АПК.
Учитель : — Ребята, давайте разберем это многосложное понятие «АПК» :
Слайд Учитель : — Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- (это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности)
Слайд — Учитель : Что означает слово «агро» ? /агрономический — слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.
Слайд — Учитель : Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности…
: Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?
Используя текст § 27 стр. 170, дайте определение АПК (агропромышленный комплекс).
Уч-ся: Агропромышленный комплекс -это (учащиеся дают ответ)
Слайд :Учитель Агропромышленный комплекс — это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя. (более полное понятие).
Учитель: Как вы считаете, какова главная задача этого комплекса?
Уч-ся : дают ответ
Слайд Учитель : Обеспечить население страны продовольствием.
Слайд Учитель: Развитие комплекса очень сильно влияет на благосостояние нашего народа, поскольку его продукция составляет 80% товаров торговли. Что является основой АПК?
Уч –ся: Сельское хозяйство …
Учитель: Да, ребята, Основой АПК является сельское хозяйство (45% продукции), но оно одно не может справиться со столь важной задачей .С/х необходима техника, удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений, лучшие породы скота, комбикорма и др..
Слайд Учитель : Используя рис. 79, стр. 171 , расскажите о составе АПК.
Слайд Уч-ся : АПК включает в себя 3 звена: (на слайде схема).
Учитель : Задание №1 Дать характеристику каждому звену АПК
(учебник, стр. 171).
Слайд Учитель: Задание №2 По карте атласа «Машиностроение» найди и запиши центры сельскохозяйственного машиностроения
Уч-ся: отвечают и показывают на карте
Слайд № Проверка Учитель :Центры производства с/х техники приближены к районам потребления:
а) зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону,Красноярске,Рубцовске,
¢б) льноуборочные –в Центральных районах: Рязань, Тула
в) картофелеуборочные –Рязань, Челябинск,
г)свеклоуборочные –Липецк.
Учитель Для чего нужны удобрения
Уч-ся для удобрения почвы и получения богатого урожая
Слайд Учитель Задание№ 3 Пользуясь картой атласа «Химическая промышленность» определи центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных и фосфорных
Уч-ся :отвечают и показывают на карте
Слайд Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:
Уч-ся : Они распределяют отрасли по звеньям.
Уч-ся :Ответы:
Слайд Учитель проверка 1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.
2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.
Учитель :От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.
Уч-ся :Зависит от развития первого звена АПК,отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).
Учитель: да, ведь именно 1 звено обеспечивает с/х техникой, удобрениями, ядохимикатами, комбикормами и т.д. применение машин в с/х сближает с/х труд с индустриальным. Именно это звено способствует механизации с/х и повышение его эффективности. Но, однако, в развитии этого звена существуют проблемы в связи с кризисом в АПК:
- Отрасли этого звена не обеспечивают в полном объёме своей продукцией АПК. В с/х предприятиях не хватает техники, а та, что есть – очень дорогая и низкого качества, т.к. многие предприятия монополизированы и не имеют конкурентов в стране. О низком качестве говорит тот факт, что зерноуборочные комбайны теряют при уборке по 2 ц. с га. В масштабах страны это 12 млн.т.зерна.
- В стране нет спец. техники для выращивания и уборки овощей и др. культур. И поэтому мы вынуждены пропалывать и убирать вручную.
- При производстве техники не всегда учитываются различия природных условий разных районов страны, и техника быстро приходит в негодность.
- Сельскому хозяйству не хватает удобрений и ядохимикатов, или их цены не всем доступны в условиях самофинансирования.
- И в связи со всеми этими проблемами у нас в стране многие сельхозпредприятия становятся банкротами, разоряются. А во многих хозяйствах поля не обрабатываются не засеиваются культурными растениями, а зарастают бурьяном.
Учитель:- Итак, мы убедились, что 1 звено имеет большое значение для развития сельского хозяйства. От 3 звена также зависит развитие АПК. Ведь, чтобы выращенная с/х продукция попала на стол к нам, её нужно вовремя и без потерь убрать, сохранить, переработать и реализовать населению всех районов страны.
Но всё же основу АПК составляет 2 звено: сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства и животноводства. (используя таблицу учебника назовите отрасли сельского хозяйства).
Учитель : Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.
Слайд Учитель Задание Что входит в структуру растениеводства:
Уч-ся (зерновые культуры, технические культуры :волокнистые (лен, конопля)., эфиро- масличные, сахароносные, чай ,садоводство и виноградарство, картофелеводство, овощеводство и бахчеводство.
Слайд Учитель проверяем правильно ли мы ответили на вопрос?
Учитель: Скажите, чем отличаются отрасли сельского хозяйства от других отраслей народного хозяйства?
Слайд Работа с учебником
Слайд
1) зависит от природных условий, которые у нас очень разнообразны.
2) Производство с/х продукции сезонно.
3) Сельскохозяйственные угодья занимают небольшие площади.
Учитель: Ребята, вспомните, какие земли(площади) мы называем сельскохозяйственными угодьями?
Слайд проверка Уч – ся: С/х угодья – это земли, которые используются в сельском хозяйстве.
Слайд Учитель: Задание № 7 Сколько % составляют с/х угодья от всего земельного фонда России?
Уч – ся: (13%): земельный фонд – 1708 млн.га; сельхозугодья – 222 млн.га.
Учитель: Какие земли относятся к сельскохозяйственным угодьям?
Слайд проверка Уч –ся: пашня – 60%; сенокосы – 10%; пастбища – 30%; сады, виноградники 1%
(схема открывается на доске)
Слайд Учитель: земельные ресурсы России ограничены и не могут постоянно расширяться, а с/х угодья занимают ещё меньшую площадь и качество их ухудшается, т. к. они подвержены влиянию неблагоприятных факторов: каких?
определите какие неблагоприятные факторы влияют на качесво сельскохозяйственных угодий ?
Слайд Уч – ся: 1) заболачивание (45 млн.га.); 2) засоление (40 млн.га.); 3) водная и ветровая эрозия (50 млн. га.); 4) засуха (170 млн.га.)
Учитель: Задание В связи с этим большое значение для земель имеет мелиорация. А что такое мелиорация?
Слайд Уч – ся: Мелиорация – это совокупность мероприятий по повышению плодородия почвы.
Слайд Учитель: Какие виды мелиорации проводят в стране? ( работа в парах по дополнительным источникам)
Слайд проверка ответов уч – ся: 1) террасирование склонов и полезащитные полосы; 2) правильная обработка и вспашка почвы; 3) внесение в почву удобрений и химических веществ; 4) осушение и орошение; 5) севооборот.
Учитель: Выполняя все эти мероприятия, можно сохранить земельные угодья. Однако из – за кризиса и в с/х и в экономике в целом в России проводятся не все виды мелиорации, что неблагоприятно сказывается на развитии АПК в стране.
Учитель На развитие с/х не только влиют виды мелиорации ,но еще и факторы размещения. По картам атласа определите, как размещены разные отрасли АПК России по территории страны
Уч-ся неравномерно
Слайд. Учитель Задание Какие факторы размещения на это влияют на размещения АПК?
Учитель Давайте проверим факторы и особенности размещения отраслей АПК |
Природные условия
Сырьевой
Сезонность
Потребительский
Уч -ся :Природные условия, Сырьевой ,Сезонность ,Потребительский
Учитель : Давайте сравним показатели развития АПК России и развитых стран. От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства?/ от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения
Слайд Задание :
- Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (на душу населения)
От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства?/ от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения
Показатели | Россия | ФРГ | США |
с/х угодья (га) | 1,5 | 0,2 | 2,0 |
Пашня, (га) | 0,8 | 0,2 | 0,7 |
Зерновые и зернобобовые культуры, (кг) | 469 | 516 | 1272 |
Сахарная свёкла, (кг) | 109 | 323 | 90 |
Картофель, (кг) | 262 | 166 | 85 |
Учитель Исходя из таблицы, сделаем вывод, как зависит уровень развития с/х производства от с/х угодий и пашни, приходящихся на душу населения?
«Россия имеет большую площадь пашни на душу, но меньшую урожайность зерновых; сахарной свёклы меньше, чем в ФРГ. Больше всего в расчёте на душу
населения в России выращивается картофеля – в 3 раза больше, чем в США.
Учитель: Как вы думаете почему?
Уч –ся: так как пашня в России используется менее эффективно, чем в США и ФРГ.
Особенности растениеводства в России.
Учитель: Как вы думаете, какая отрасль растениеводства является ведущей в России?
Уч – ся: зерновое хозяйство.
Учитель: Какие культуры мы относим к зерновым?
слайд
Учитель: по производству ячменя, овса и ржи Россия занимает 1-е место в мире. А по валовому сбору зерновых культур Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Индии и США. По площади посевов в России 1-е место занимает пшеница, 2-е место – ячмень.
Слайд Самостоятельная работа .
— Используя текст учебника и карты атласа, заполнить таблицу. Указать знаком «+» высокие требования культуры к данному условию и знаком «-« нетребовательность культуры к данному условию и указать районы выращивания. (карточки)
культура | Требования к теплу | Требования к почве | Требования к влаге | Районы выращивания |
зерновые | ||||
ячмень | ||||
рожь | ||||
пшеница | ||||
технические | ||||
подсолнечник | ||||
сахарная свёкла | ||||
лён — долгунец |
Слайд Проверяют работы по ключу. А учитель оценивает работы всех уч – ся.
Культура | Требования к теплу | Требования к почве | Требования к влаге | Районы выращивания |
Зерновые | ||||
ячмень | — | — | — | от северных районов тайги до высокогорных районов |
рожь | — | . | + | лесная зона |
пшеница | + | + | + | лесостепи и степи |
Технические | ||||
подсолнечник | + | + | . | сухие степи |
сахарная свекла | + | + | + | лесостепи, степи |
лен-долгунец | — | — | + | Нечерноземье (лесная зона) |
- Закрепление изученного. (ответить на вопросы плана урока).
Учитель: ребята, а сейчас вернёмся к проблемному вопросу, который звучал в начале урока. Что же объединяет все звенья АПК в единый комплекс?
Уч – ся: 1 звено обеспечивает техникой, удобрениями, ядохимикатами сельское хозяйство(2 звено). 3 звено перерабатывает с/х продукцию 2 звена. И все звенья работают над достижением одной цели: обеспечить население страны продовольствием.
Слайд.
- Основным звеном АПК является…
- Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы, называется …
- Главные отрасли, обеспечивающие развитие сельского хозяйства:
А — Б —
- Главная задача АПК –
- Главные отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства:
А — Б –
- Основные отрасли сельского хозяйства:
А — Б
Слайд Ответы
- Сельское хозяйство.
- Мелиорация.
- Машиностроение и химическая промышленность.
- Обеспечить население продуктами питания.
- Легкая и пищевая.
Растениеводство и животноводство
Тема «Растениеводство» включена в задания ОГЭ.
Задание из сборника ОГЭ:
Какие два из перечисленных регионов России относятся к лидерам по сбору зерновых в стране? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
- Ярославская область
2) Курская область
3) Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
4) Краснодарский край
- Итог урока.
— Мы с вами живем в сельскохозяйственном районе. На примере нашего района проследим особенности АПК. Основными отраслями является животноводство и растениеводство. У нас нет заводов по выпуску машин, мы их закупаем в других регионах. Удобрения и ядохимикаты снабжает “Сельхозхимия”, зерно, кобикорма,а в нашем хозяйстве производим сами. В районе имеются перерабатывающие предприятия, самое крупное хлебокомбинат.
Очень часто в районе проходят семинары. Крупный семинар АПК прошел на базе нашего хозяйства. В нем принял участие президент РТ.
Немалый вклад вносит в развитие АПК наши фермеры. На нашей территории имеются фермерские хозяйства. . Все они занимаются выращиванием зерновых, снабжают район и овощами. Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны. Думаю, что вас не затруднит:
Слайд Проследить путь от зерна до буханки хлеба ( с какими профессиями связан?)
Рефлексия
Оценки за урок
Слайд Домашнее задание: п 27, вопросы. Подготовить сообщения или презентации о наших земляках, достигших высоких результатов в сельском хозяйстве. «Аллея героев соц. труда» в центре ПГТ.