Вы просматриваете: Главная > Уроки по географии > Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение.

Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение.

  «Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение.»

Цель: познакомить с особенностями агропромышленного комплекса России.

Задачи:

  1. Изучить особенности сельского хозяйства России.
  2. Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
  3. Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
  4. Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника,  , с компьютером.

Оборудование: таблицы, схемы, карты атласа,учебник.

Тип урока: изучение нового.

Ход урока:

 

1.Оргмомент.

2.Изучение новой темы.  

 

Учитель Слайд 

Поля укрыты белой пеленой.

Зима. Морозы. Снег лежит глубокий

А там под ним, прильнув к груди земной,

Хлеба берут живительные соки.

 

Не бодрствуют они, но и не спят:

В полудремоте ждут поры весенней,

Снега сойдут и птицы прилетят,

И солнце щедро обогреет Землю.

 

Разбудит трактор поля тишину,

И жаворонок песнею зальётся,

Труд земледельца славя и весну,

И новая страда в селе начнётся.

 

Страда в селе, считай что, круглый год:

Ремонтная, за нею посевная…

Но с нетерпеньем земледелец ждёт –

Ту, главную, уборку урожая.

-О чем же эти строки?

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий.

Учитель  Какая тема нашего урока?

Уч-ся Агропромышленный комплекс

  слайд  Учитель   Тема нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение.

 Слайд   Учитель Что вы  знаете  об агропромышленном комплексе?

Уч-ся:   это сельское хозяйство

   Учитель  :   Вы узнаете:

-Чем С/Х отличается от других отраслей.

-Каков состав С/Х.

— Как С/Х влияет на окружающую среду.

 Слайд    Учитель :   Для чего вам  нужно это знать?  Людям  каких профессий необходимы эти знания?

 Слайд   Учитель: Значит  какая цель нашего урока?    

Уч-ся  Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса его составом и значением . Изучить особенности сельского хозяйства России.

Учитель:   А поможет нам в этом план нашего урока , который представлен на Слайде

1.АПК и его задача.

2.Состав АПК.

3.Сельское хозяйство и его особенности.

4 .Сельскохозяйственные угодья.

  1. Влияние С,Х на окружающую среду.
  2. Перспективы развития АПК.

Учитель : — Ребята, давайте разберем это многосложное понятие «АПК» :

 Слайд   Учитель :  — Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- (это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности)

Слайд  —  Учитель : Что означает слово «агро» ? /агрономический — слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.

Слайд  — Учитель : Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности…

  : Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?   

  Используя текст § 27 стр. 170, дайте определение АПК (агропромышленный комплекс).

Уч-ся:   Агропромышленный комплекс  -это (учащиеся дают ответ)

 

Слайд    :Учитель  Агропромышленный комплекс — это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя. (более полное понятие).

 

 Учитель:  Как вы считаете, какова главная задача этого комплекса?

Уч-ся : дают ответ

Слайд   Учитель : Обеспечить население страны продовольствием.

Слайд    Учитель: Развитие комплекса очень сильно влияет на благосостояние нашего народа, поскольку его продукция составляет 80% товаров торговли. Что является основой АПК?

Уч –ся: Сельское хозяйство …

Учитель: Да, ребята, Основой АПК является сельское хозяйство (45% продукции), но оно одно не может справиться со столь важной задачей .С/х необходима техника, удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений, лучшие породы скота, комбикорма и др..

 Слайд   Учитель :  Используя рис. 79, стр. 171 , расскажите о составе АПК.

 Слайд   Уч-ся : АПК включает в себя 3 звена: (на слайде схема).                                                

Агропромышленный комплекс 

    Учитель : Задание №1   Дать характеристику каждому звену АПК

(учебник, стр. 171).

 

 Слайд     Учитель: Задание №2   По карте атласа «Машиностроение» найди и запиши центры сельскохозяйственного машиностроения

 

Уч-ся: отвечают и показывают на карте

Слайд №    Проверка  Учитель :Центры производства с/х техники приближены к районам потребления:

а) зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону,Красноярске,Рубцовске,

¢б) льноуборочные –в Центральных районах: Рязань, Тула

в) картофелеуборочные –Рязань, Челябинск,

г)свеклоуборочные –Липецк.

     Учитель Для чего нужны удобрения

 

Уч-ся для удобрения почвы и получения богатого урожая

 

 Слайд    Учитель  Задание№ 3  Пользуясь картой атласа «Химическая промышленность» определи центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных и фосфорных

Уч-ся :отвечают и показывают на  карте

 

   Слайд    Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

Уч-ся  : Они распределяют отрасли по звеньям.

Уч-ся  :Ответы:

Слайд   Учитель проверка  1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

Учитель :От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.

 Уч-ся :Зависит от развития первого звена АПК,отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).

Учитель: да, ведь именно 1 звено обеспечивает с/х техникой, удобрениями, ядохимикатами, комбикормами и т.д. применение машин в с/х сближает с/х труд с индустриальным. Именно это звено способствует механизации с/х и повышение его эффективности. Но, однако, в развитии этого звена существуют проблемы в связи с кризисом в АПК:

  1. Отрасли этого звена не  обеспечивают в полном объёме своей продукцией АПК. В с/х предприятиях не хватает техники, а та, что есть – очень дорогая и  низкого качества, т.к. многие предприятия монополизированы и не имеют конкурентов в стране. О низком качестве говорит тот факт, что зерноуборочные комбайны теряют при уборке по 2 ц. с га. В масштабах страны это 12 млн.т.зерна.
  2. В стране нет спец. техники для выращивания и уборки овощей и др. культур. И поэтому мы вынуждены пропалывать и убирать вручную.
  3. При производстве техники не всегда учитываются различия природных условий разных районов страны, и техника быстро приходит в негодность.
  4. Сельскому хозяйству не хватает удобрений и ядохимикатов, или их цены не всем доступны в условиях самофинансирования.
  5. И в связи со всеми этими проблемами у нас в стране многие сельхозпредприятия становятся банкротами, разоряются. А во многих хозяйствах поля не обрабатываются  не засеиваются культурными растениями, а зарастают бурьяном.

 Учитель:- Итак, мы убедились, что 1 звено имеет большое значение для развития сельского хозяйства. От 3 звена также зависит развитие АПК. Ведь, чтобы  выращенная с/х продукция попала на стол к нам, её нужно вовремя и без потерь убрать, сохранить, переработать и реализовать населению всех районов страны.

Но всё же основу АПК составляет 2 звено: сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства и животноводства. (используя таблицу учебника назовите отрасли сельского хозяйства).

 

Учитель : Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.  

 

Слайд Учитель   Задание   Что  входит в структуру  растениеводства:

Уч-ся  (зерновые культуры, технические культуры :волокнистые (лен, конопля)., эфиро- масличные,  сахароносные, чай ,садоводство и виноградарство, картофелеводство, овощеводство и бахчеводство.

Слайд    Учитель проверяем правильно  ли мы ответили на вопрос?

 

Учитель: Скажите, чем отличаются отрасли сельского хозяйства от других отраслей народного хозяйства?

 Слайд      Работа с учебником

 Слайд    

1) зависит от природных условий, которые у нас очень разнообразны.

2) Производство с/х  продукции сезонно.

3) Сельскохозяйственные угодья занимают небольшие площади.

Учитель: Ребята, вспомните, какие земли(площади) мы называем сельскохозяйственными угодьями?

 Слайд  проверка  Уч – ся: С/х угодья – это земли, которые используются в сельском хозяйстве.

 Слайд   Учитель: Задание № 7  Сколько % составляют с/х угодья от всего земельного фонда России?

Уч – ся:  (13%):  земельный фонд – 1708 млн.га; сельхозугодья – 222 млн.га.

Учитель: Какие земли относятся к сельскохозяйственным угодьям?

 Слайд    проверка Уч –ся: пашня – 60%; сенокосы – 10%; пастбища – 30%; сады, виноградники 1%

(схема открывается на доске)

  Сельхозугодья   

Слайд    Учитель: земельные ресурсы России ограничены и не могут постоянно расширяться, а с/х угодья занимают ещё меньшую площадь и качество их ухудшается, т. к. они подвержены влиянию неблагоприятных факторов: каких?

   определите какие неблагоприятные факторы влияют на качесво сельскохозяйственных угодий ?

 Слайд   Уч – ся: 1) заболачивание (45 млн.га.); 2) засоление (40 млн.га.); 3) водная и ветровая эрозия (50 млн. га.); 4) засуха (170 млн.га.)

Учитель: Задание  В связи с этим большое значение для земель имеет мелиорация. А что такое мелиорация?

Слайд    Уч – ся: Мелиорация – это совокупность мероприятий по повышению плодородия почвы.

    Слайд    Учитель: Какие виды мелиорации проводят в стране? ( работа в парах по дополнительным источникам)

 Слайд   проверка  ответов  уч – ся: 1) террасирование склонов и полезащитные полосы; 2) правильная обработка и вспашка почвы; 3) внесение в почву удобрений и химических веществ; 4) осушение и орошение; 5) севооборот.

Учитель: Выполняя все эти мероприятия, можно сохранить земельные угодья. Однако из – за кризиса и в с/х и в экономике в целом в России проводятся не все виды мелиорации, что неблагоприятно сказывается  на развитии АПК в стране.

Учитель   На развитие с/х не только влиют виды мелиорации ,но еще и факторы размещения. По картам атласа определите,  как  размещены разные отрасли  АПК России  по территории страны

Уч-ся  неравномерно

  Слайд.    Учитель  Задание   Какие факторы размещения на это влияют   на размещения АПК?

    Учитель   Давайте проверим   факторы  и особенности размещения отраслей АПК

Природные условия

Сырьевой

Сезонность

Потребительский

 Уч -ся :Природные условия,  Сырьевой ,Сезонность ,Потребительский

 Учитель  : Давайте сравним показатели развития АПК России и развитых стран. От чего зависит  уровень развития  сельскохозяйственного производства?/  от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения

  Слайд   Задание  :

  1. Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (на душу населения)

От чего зависит  уровень развития сельскохозяйственного производства?/  от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения

Показатели Россия ФРГ США
с/х угодья (га) 1,5 0,2 2,0
Пашня, (га) 0,8 0,2 0,7
Зерновые и зернобобовые культуры,  (кг) 469 516 1272
Сахарная свёкла, (кг) 109 323 90
Картофель, (кг) 262 166 85

Учитель    Исходя из таблицы, сделаем вывод, как зависит уровень развития с/х производства от с/х угодий и пашни, приходящихся на душу населения?

«Россия имеет большую площадь пашни на душу, но меньшую урожайность зерновых; сахарной свёклы меньше, чем в ФРГ. Больше всего в расчёте на душу

населения в России выращивается картофеля – в 3 раза больше, чем в США.

Учитель: Как вы думаете почему?

Уч –ся: так как пашня в России используется менее эффективно, чем в США и ФРГ.

Особенности растениеводства в России.

Учитель: Как вы  думаете, какая отрасль растениеводства является ведущей в России?

Уч – ся: зерновое хозяйство.

Учитель: Какие культуры мы относим к зерновым?

слайд

Учитель: по производству ячменя, овса и ржи Россия занимает 1-е место в мире. А по валовому сбору зерновых культур Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Индии и США. По площади посевов в России 1-е место занимает пшеница, 2-е место – ячмень.

Слайд    Самостоятельная работа .

— Используя текст учебника и карты атласа, заполнить таблицу. Указать знаком «+» высокие требования культуры к данному условию и знаком «-« нетребовательность культуры к данному условию и указать районы выращивания. (карточки)

культура Требования к теплу Требования к почве Требования к влаге Районы выращивания
зерновые  
ячмень
рожь
пшеница
технические  
подсолнечник
сахарная свёкла
лён — долгунец

Слайд   Проверяют работы по ключу. А учитель оценивает работы всех уч – ся. 

Культура Требования к теплу Требования к почве Требования к влаге Районы выращивания
Зерновые
ячмень от северных районов тайги до высокогорных районов
рожь . + лесная зона
пшеница + + + лесостепи и степи
Технические
подсолнечник + + . сухие степи
сахарная свекла + + + лесостепи, степи
лен-долгунец + Нечерноземье (лесная зона)

 

  1. Закрепление изученного. (ответить на вопросы плана урока).

Учитель: ребята, а сейчас вернёмся к проблемному вопросу, который звучал в начале урока. Что же объединяет все звенья АПК в единый комплекс?

Уч – ся: 1 звено обеспечивает техникой, удобрениями, ядохимикатами сельское хозяйство(2 звено). 3 звено перерабатывает с/х продукцию 2 звена. И все звенья работают над достижением одной цели: обеспечить население страны продовольствием.

Слайд.

  1. Основным звеном АПК является…
  2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы, называется …
  3. Главные отрасли, обеспечивающие развитие сельского хозяйства:

А —            Б —

  1. Главная задача АПК –
  2. Главные отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства:

А —      Б –

  1. Основные отрасли сельского хозяйства:

А —                  Б

Слайд   Ответы

  1. Сельское хозяйство.
  2. Мелиорация.
  3. Машиностроение и химическая промышленность.
  4. Обеспечить население продуктами питания.
  5. Легкая и пищевая.

Растениеводство и животноводство

  Тема «Растениеводство» включена в задания ОГЭ.

Задание из сборника ОГЭ:

Какие два из перечисленных регионов России относятся к лидерам по сбору зерновых в стране? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

  • Ярославская область

 2) Курская область

      3) Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

      4) Краснодарский край

  1. Итог урока.

— Мы с вами живем в сельскохозяйственном районе. На примере нашего района проследим особенности АПК. Основными отраслями является животноводство и растениеводство. У нас нет заводов по выпуску машин, мы их закупаем в других регионах. Удобрения и ядохимикаты снабжает “Сельхозхимия”,    зерно,  кобикорма,а в нашем хозяйстве производим сами. В районе имеются перерабатывающие предприятия, самое крупное   хлебокомбинат.

Очень часто в   районе   проходят семинары. Крупный семинар АПК прошел на базе нашего хозяйства. В нем принял участие президент РТ.

Немалый вклад вносит в развитие АПК наши фермеры.  На нашей территории  имеются  фермерские хозяйства.    . Все они занимаются выращиванием зерновых,   снабжают район и овощами.   Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны. Думаю, что вас не затруднит:

  Слайд    Проследить путь от зерна до буханки хлеба (  с какими профессиями связан?)

Проследить путь от зерна до буханки хлеба (  с какими профессиями связан?)

 Рефлексия

Оцените своё отношение к уроку

Оценки за урок

 

 

  Слайд   Домашнее задание:    п 27, вопросы. Подготовить сообщения или презентации о наших   земляках, достигших высоких результатов в сельском хозяйстве. «Аллея героев соц. труда»   в центре ПГТ.


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.