Вы просматриваете: Главная > Работы учащихся > Тайны чайного листа

Тайны чайного листа

                                                                 Чай освежает тело, укрепляет дух,

                                                                  смягчает сердце, пробуждает

                                                                 мысли, прогоняет лень.

                                                                                                                        Авиценна

                                         Ведение

     Вы пьете чай? А вы уверены, что пьете настоящий –вкусный, ароматный и полезный для здоровья напиток?

Чай –наиболее известный и самый распространенный в мире напиток. О его полезных и даже целебных свойствах сложены легенды и написаны научные труды. В китайской летописи можно прочесть о благоприятном влиянии чая : «Усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, облегчает и освежает тело, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лености, проясняет восприимчивость».

Вот уже много веков чаем называют всем известный, вкусный, ароматный напиток янтарного или темно-золотистого цвета и сухую заварку для его приготовления. А для ботаников чай –многолетний вечнозеленый кустарник, тропических и субтропических районов земного шара.

Говорят, что чай открыли козы. Они однажды наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя очень уж странно, заметно живее, чем обычно. Люди тоже попробовали этот лист и сразу же оценили его воздействие.

Кто-то из дотошных статистиков подсчитал, что если учесть принятую у многих народов своеобразную норму потребления чая –5-6 стаканов в день, то ежегодно человечество выпивает 700 млрд. стаканов чая, который освежает и подкрепляет самочувствие людей разных стран и континентов.

Установлено, что в результате потребления чая уровень активизации умственной работы повышается на 10%. Действие повышенного тонуса начинается через полчаса и продолжается в течение 5-6 часов.

Не случайно великий Л.Н. Толстой признавался : «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать…»

Актуальность темы

В настоящее время разработаны и применяются в мировом производстве различные технологии получения чая и чайных напитков. Широкое распространение получило производство рассыпных, прессованных и концентрированных чаев, а также тонизирующих напитков, вырабатываемых на чайной основе. Большим спросом у населения стали пользоваться ароматизированные чаи, а также натуральные чаи с добавлением фруктовых и травяных смесей.

Вкусовые свойства чая зависят от его качества. Поэтому важно уметь определять качество чайного сырья по определенным показателям и по информации на упаковке.

                     Цель исследования: визуальное определение качества чайного сырья.

Задачи: 1. изучить историю появления чая, его выращивание, производство и потребление.

2. Определить по общепринятым показателям качество  чайного сырья.

3. Провести сравнительную оценку чая по информации на упаковках в

соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Объекты исследования: 4 образца черного чая сортов «Принцесса Канди», «Принцесса Нури. Лимон», «Принцесса Нури. Черная смородина» — это цейлонский чай (импортер — Казахстан), «Лисма» — индийский чай (импортер — Беларусь).

Методы исследования: визуальный метод анализа качества чайных продуктов с помощью лупы и сравнительный метод при определении сертификации качества товара согласно Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей».

                     1. Из истории чая

чайные листы

Чай –в переводе с китайского означает «молодой листочек». Собирают чайный лист несколько раз в год.  Существуют сорта, у которых сбор «урожая» можно проводить хоть ежемесячно, но их качество не самое лучшее. Хорошие сорта чая собирают около трех раз в год, причем самая качественная продукция получается после первого сбора. Дальше –по нисходящей: чем позднее собраны листья, тем ниже качество сделанного из них чая.

О происхождении чая написано столько книг, что для чтения всех их потребовалась бы целая человеческая жизнь.

Чай – это вечнозеленое многолетнее растение семейства чайных. В горных районах Юго-Восточной Азии произрастает чай китайский – кустарник высотой до трёх метров, в Индии – чай ассамский (его гибрид цейлонский чай) – дерево высотой 10-15 метров. Чай лучше всего растет в районах, где выпадают обильные осадки.

Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. В советские годы большую роль на рынке чая играли грузинские и краснодарские чаи, но с открытием границ и доступом на российский рынок иностранных фирм они были практически вытеснены с рынка. Годовой объем российского рынка чая оценивается в 160 тыс. тонн, а производство чая в России сегодня составляет менее 1% от общего объема потребления.

Первоначально чай использовался в качестве лекарственного средства. Его употребление в качестве напитка широко распространилось во время китайской династии Тан. Согласно китайской традиции, чай был открыт культурным героем Шэнь-нуном, покровителем земледелия и медицины, одним из Трёх Великих, создавших все ремёсла и искусства.

По преданию, император Шэнь-нун путешествовал в поисках целебных трав с котлом, в котором кипятил воду для целебных отваров. В 2737 году до н. э. в котел с кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался вкусным и вызвал бодрость. С тех пор Шэнь-нун не пил других напитков.

Именно  в Китае стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка.

Во  2 — 4 веках н. э. в Китае начинает распространяться мода на чаепитие, появляются чайные лавки. Вскоре чай пьют уже в Японии, Корее, Индии, Турции, Монголии.

От китайского названия чая «ча», «те» происходят названия чая на разных языках.

В 1516 году португальцы начинают торговать с Китаем, ввозя чай к себе на родину. Вскоре торговцы из многих стран начинают вести торговлю с Китаем.

До чая в России употребляли различные напитки. Исконно русскими были рассолы (огуречный,  капустный), морс, брусничная и вишневая вода мёд простой и с пряностями,  были распространены квас и овсяный кисель. Во времена монголо-татарского ига русские познакомились с бузой –холодным аравийским напитком из проса. Самое большое распространение на Руси получил сбитень –горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом, корнем валерианы, имбирем и другими растениями.

Первым в России узнали чай жители Сибири, причем задолго до его появления в.   Европе. Проник он туда из Монголии и постепенно распространился. В 1638 г. в Московское государство его привез боярский сын Василий Старков, который был посланник алтынскому хану. В ответ ему дали около 4 пудов чая (200 пакетов по ¾ фунта), хотя посол и отказался от этого подарка: московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а здесь…трава. Однако при дворе Михаила Фёдоровича напиток был испробован, понравился и позже вошел в употребление. В 1679 г. Был заключен первый договор на поставку чая из Китая.                                  В царствование Алексея Михайловича русский посол в Китае Иван Перфильев вновь привез чай в Россию. Первым настой чая попробовал придворный врач Самойло Калинс, так как не решался дать царю траву, которая не была указана в травниках того времени. В 1665 г. Когда царь занемог животом врач успешно использовал настой чая для лечения. Это способствовало распространению популярности напитка.                         Уже к концу  семнадцатого века чай распространился по всей Европе, но в начале восемнадцатого века он дошел и вплоть до Америки. Кроме Китая производством чая  занимаются в России, Бангладеше, Индии, Вьетнаме, Турции, Иране, Бразилии, Австралии, Перу, Эквадоре, Мозамбике, Уганде, Мадагаскаре.

Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. В советские годы большую роль на рынке чая играли грузинские и краснодарские чаи, но с открытием границ и доступом на российский рынок иностранных фирм они были практически вытеснены с рынка. Годовой объем российского рынка чая оценивается в 160 тыс. тонн, а производство чая в России сегодня составляет менее 1% от общего объема потребления.

Основные закупщики чая: Россия, Великобритания, США и другие державы.

Вывод:    Оказывается,  только в 17 веке чай появился в России.

       Размножают чайный куст при помощи черенков, реже – семян.  Перед     посадкой черенку  нужно вызревать около года – двух. Первый урожай листьев чайного куста наступает через четыре-пять лет после посадки. Высота чайного куста – чуть больше метра. Живет и активно растет куст от пятидесяти до ста лет. Выращивают чай на плантациях, где кусты высажены в ровные ряды. Специалисты  рекомендуют разводить чай в горных районах.

Для того, чтобы растение погрузилось в зимнюю спячку, нужно, чтобы температура воздуха упала в среднем до пяти градусов Цельсия. Теплая зима чаю не по душе – он не спит, а, соответственно, на следующий год ухудшается качество побегов.

2. Как делается пачка чая

Чай – продукт, который получают из листьев, стеблей растения чая путём завяливания, скручивания, ферментации и сушки. Чай содержит кофеин, эфирные масла, ферменты, витамин С и другие вещества. В зависимости от способа обработки листа различают чёрный чай, зелёный чай, жёлтый чай, красный чай (оолонг).

Сбор чайных листьев

Вывод:   чай растет на кустах, но самая качественная продукция получается после первого сбора.

Ветка чайного дерева.

Ветка чайного дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветка чайного дерева.

Сбор

Первая стадия в производственном процессе – сбор. Чайные листья отщипывают от куста. Лучшие качественные чаи получаются из первых двух верхних листов и почек. Сбор – самая важная задача при производстве чая.

Сбор чая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорванные чайные листочки –это лишь сырье для той ложки заварки, что мы засыпаем в чайник. Чтобы зеленые листы стали пачкой чая, их предстоит обработать по специальной производственной технологии.

В общих чертах технологический процесс производства чая на современном механизированном предприятии сводится к следующим операциям: сушке, завяливанию, скручиванию и сортировке.

Просушивание

Зеленый лист должен быть мягким и гибким до того как его сорвут. Во время сушки он теряет приблизительно одну треть своей влажности под воздействием теплого воздуха.

Сорванные чайные листочки сушатся в длинных мелких контейнерах. Если листья не досушить до конца, то тогда во время резки они выпустят слишком много водянистого сока, который ухудшает качество готового изделия.

Измельчение

Высушенные листы измельчают одним из двух способов.

Первый способ: листья скручивают в форму в особых машинах –роллерах, сжимающих чайный лист. Второй способ: листья режут, потом рвут, а затем скручивают, пропуская через ряд из 3 ножей.

Высушивание

Обычно листья высушивают в большой духовке при температуре 92-95 градусов, причем температура самого чая-полуфабриката достигает 70-75 градусов.

Сортировка

Различные страны покупают чай с различными размерами листа.

В Европе и США предпочитают листья меньшего размера, который быстрее заваривается и дает более крепкий настой. А, например, в Пакистане предпочитают листья большего размера.

Во время сортировки чай проходит по ряду решеток, которые сортируют его по различным размерам листочков. Затем чай упаковывается.

В целом ряде стран (Китай, Япония, Англия) после окончательной сушки чай иногда ароматизируют, т.е. добавляют к нему ароматические вещества, которые либо придают чаю совершенно новый аромат, либо усиливает аромат, утраченный чаем в процессе фабричной обработки.

Вывод :  производственный процесс состоит из следующих этапов

Сбор -> Сушка -> Резка/скручивание ->  Высушивание -> Сортировка

 По происхождению  чай бывает:

Китайский.  Китай производит зелёный и чёрный чай, кроме того, это единственная страна, производящая белые и жёлтые чаи. Весь китайский чай вырабатывается из китайской разновидности чайного куста. Все китайские чаи — листовые, резка листа не применяется. Производится большое количество ароматизированных сортов чая.

Индийский. Индия — второй в мире производитель чая. Основная масса производимого чая — чёрный.

Цейлонский. Производитель — Шри-Ланка.  Производится чёрный и зелёный чай.   Как и в Индии, широко выпускается резаный и гранулированный чай.

Японский. Япония производит исключительно зелёный чай из китайской разновидности чайного куста.

Индокитай. Основные производители — Вьетнам и Индонезия. Производятся как чёрные, так и зелёные чаи, из всех видов чайного растения.

Африканский. Наибольший объём производства — в Кении, также чай производится в Уганде, Бурунди, Камеруне, Малави, Мавритании, Мозамбике, Руанде, ЮАР, Заире, Зимбабве. Африканские чаи — только чёрные, резаные, среднего и низкого качества.

Турецкий. Исключительно чёрный чай, резанный, большей частью среднего или низкого качества.

Прочие. Помимо упомянутых, чай производится ещё в нескольких десятках государств, как правило, в небольших объёмах, для собственного потребления.

strelka_3          Скачать работу

    Скачать презентацию

Метки:


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.